Плагиоцефалия (от греч. Plagio – косой, cephal – голова) – указывает на искривление головы и клинически относится к асимметрии черепа.
Естественная, симметричная форма черепа малыша рассматривается как признак здоровья ребенка и его гармоничного развития. Однако, исторически, в различных культурах с помощью различных приспособлений поощрялось придание определенной формы головы ребенка. Такая определенная форма часто являлась признаком здоровья, красоты, смелости, свободы, благородства и т.п. На самом деле кости черепа новорожденного очень мягки и податливы и его форма может моделироваться в зависимости от кроватки в которой малыш спит, ношении головных уборов, кривошеи, привычной активности…
Ненамеренная плагиоцефалия может быть связана с преждевременным сращением швов черепа или краниостенозом. Ранний синостоз одного или нескольких швов черепа может быть результатом генетических или метаболических состояний. Заблокированный шов не позволяет кости расти, в результате череп растет несимметрично, отражая это состояние.
Различают также другую форму плагиоцефалии, которая не связана с сращением швов – функциональная плагиоцефалия. Такое нарушение формы черепа обнаруживают гораздо чаще. В среднем в популяции ее частота составляет 9,9% у детей в возрасте до 6 месяцев.
Nicette Sergueef Cranial Osteopathy for Infants, Children and Adolescents
Функциональная плагиоцефалия является результатам различных внешних и внутренних факторов, которые возникают до или после рождения. Эти факторы могут оказывать влияние изолированно или совместно. Факторы, которые связаны с плагиоцефалией включают:
До рождения, функциональная плагиоцефалия может быть результатом излишнего давления на головку плода внутри матки, которое может возникать при однорогой матке, фиброзе или маловодии. Многоплодная беременность также является фактором риска плагиоцефалии, которая часто встречается у таких детей.
Внематочное давление, которое оказывает влияние на плод, могут быть причиной плагиоцефалии. Это может быть давление со стороны внутренних органов брюшной полости. Атлетичное сложение матери и повышенный тонус передней брюшной стенки может быть причиной прижатия плода к поясничному лордозу позвоночника. Также и недостаток абдоминального тонуса может привести к увеличению поясничного лордоза, что часто происходит в последние месяцы беременности. Увеличенный лордоз сочетается с флексией крестца (состояние когда мыс крестца движется вперед), что приводит к наружному давлению на матку.
Во время родов матка сокращается, помогая плоду проходить через родовые пути. Длительные периоды сжатия матки могут привести к повышению механических сил, приложенных к голове младенца. Когда голова входит в тазовую полость, анатомическое расширение между крестцом и тазовыми костями обычно увеличивается. Дисфункция крестцово-подвздошных суставов матери может привести к ограничению этого расширения и являться причиной компрессии головы младенца.
После рождения давление матраца на голову новорожденного способствует уплощению затылка. Таким образом привычное положение ребенка в кроватке влияет на форму черепа. Когда ребенок постоянно спят на спине, как в странах Азии, развивается уплощение затылка.
Дети должны иметь возможность класть свою голову симметрично на обе стороны. Асимметрия шейной ротации следует считать аномалией, которая должна быть разрешена к 12-ти недельному возрасту. Хотя предпочтительная ротация головы вправо представлена у 59% новорожденных, это по-видимому не связано с положением плода. Часто новорожденные демонстрируют предпочтительные движения, которые следует отличать от соматической дисфункции. Беспокойство должно возникнуть, когда ротационная дисфункция присутствует. Раннее ограничение движений в шее является определяющим фактором риска для развития позиционной плагиоцефалии, особенно если активность ребенка снижена, и он часто задерживается в одном положении. В этом случае в точке контакта с поверхностью может даже развиваться аллопеция на коже головы. Верхегрудные, шейные ограничения, нарушение баланса грудинно-ключично-сосцевидных мышц или кривошея очень часто сопровождают плагиоцефалию. Кроме того, когда уплощение черепа развилось, оно усиливает преимущественный паттерн позиционирования головы, поддерживая его.
Nicette Sergueef Cranial Osteopathy for Infants, Children and Adolescents
По определению, дети с плагиоцефалией имеют нарушение формы головы. Так как дети сейчас, под влиянием мнений из интернета, чаще спят на затылке, наиболее часто встречающиеся форма плагиоцефалии – задняя, с медиальной или латеральной деформацией затылка.
Когда силы сжатия прикладываются к плоской части затылка, обычно в области лямбды (верхний угол затылка), задняя часть головы уплощается и приобретает брахицефальную форму. В тяжелых случаях может определятся небольшое вдавление в верхней части затылка.
Асимметричная плагиоцефалия возникает, когда нарушение положения головы сочетается с силами сжатия. Из-за установки головы, давление веса головы на матрац асимметрично, и затылочно-теменная сторона, в которую повернута голова, становится плоской, в то время как другая сторона развивается чрезмерно. Это приводит к затылочному уплощению с одной стороны и к затылочному бугорку с другой. Спереди череп демонстрирует лобную выпуклость на той же стороне что и затылочное уплощение, и лобное уплощение с противоположной стороны. При взгляде сверху голова имеет форму «параллелограмма».
Такая форма головы часто описана в остеопатической медицинской литературе. В краниальной концепции, такая форма черепа ассоциируется с паттерном латерального стрейна в сфенобазиллярном синхондрозе (СБС). Нарушение в СБС не единственное проявление нарушения формы головы. Силы компрессии черепа также нарушают взаимоотношения между костями черепа, вызывая внутрикостные дисфункции. Затылок и теменные кости наиболее часто имеют внутрикостные дисфункции в случае плагиоцефалии. После рождения затылочная кость состоит из четырех частей и каждая из теменных костей из трех частей. Когда происходит уплощение затылка, деформация чешуйчатой порции затылочной кости, это вызывает нарушение не только в самой чешуйчатой части, а также в пока еще подвижном соединении частей затылочной кости. В результате плагиоцефалия также влияет на мыщелки затылочной кости.
Канал подъязычного нерва располагается в передних внутризатылочных синхондрозах, между базиллярной частью затылочной кости и мыщелками. Они содержат подъязычные нервы, которые обеспечивают двигательную функцию языка. Компрессия с одной стороны может отразиться на двигательной функцию языка, в результате чего могут возникнуть трудности сосания.
Асимметрия основания черепа также может влиять на форму отверстий (яремное, затылочное) отверстия, что может привести к различным нейропатиям и сосудистым компрессиям.
Яремное отверстие (правое обычно чуть больше чем левое) содержит языкоглоточный нерв (IX), блуждающий нерв (XI), и нижний пещеристый и сигмовидный венозные синусы. Широкий спектр функций зависит от этих структур. Компрессия IX пары черепных нервов (ЧН) может вызывать изменение ощущений от глотки, зева, небной миндалины, евстахиевой трубы и задней трети языка. Нарушения X пары ЧН приводят к широкому ряду симптомов, включая нарушение нервного тонуса, колики, отрыжку. Компрессия XI пары ЧН могут нарушать двигательную функцию верхней и средней порции трапециевидной мышцы и грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. XI пара ЧН также влияет на глотание через влияние на мышцы-констрикторы глотки.
В результате асимметрии основания черепа определяется пальпаторное различие в напряжении грудинно-ключично-сосцевидных мышц. Тонус других мышц также зависит от состояния основания черепа. Асимметрия тонуса в трапециевидных и мышц шеи могут служить причиной дисфункции грудного отдела позвоночника, оказывать влияние на глотку, функцию языка.
Силы сжатия, которые воздействуют на голову новорожденного, также могут вызывать изменения височных костей. Когда происходит уплощение затылочной кости с одной стороны, противоположная теменная кость и ухо двигается вперед и сосцевидная часть испытывает компрессию.
Эта деформация может быть продемонстрирована с помощью КТ основания черепа. Длинная ось каменистой части височной кости смещается в направлении венечного шва, что помещает височную кость в положение наружной ротации.
Компрессия височной кости может вызывать риск отитов.
Дисфункция височной кости может влиять на различные состояния. Дети с функциональной плагиоцефалией имеют больший риск нарушений слуха, что, как считается, приводит к некоторым проблемам мозговой дисфункции позже в школе. Эти проблемы включают речевые нарушения и трудности обучения, также дефицит внимания. Дети с плагиоцефалией также имеют большую частоту нарушений сна. Некоторые наблюдения показывают, что плагиоцефалия также связана с возникновением сколиоза в дальнейшем.
Лицевой скелет адаптируется к асимметрии основания черепа. Лицевая асимметрия и дисгармония часто связана с функциональной плагиоцефалией. Со стороны затылочного уплощения, верхняя челюсть развивается менее активно, с меньшим расстоянием, разделяющим назион и ВНЧС. Это сжатие пропорционально выраженности затылочной деформации. Рост нейрокраниума и висцерокраниума происходит с разной скоростью. Следовательно, компенсаторные нарушения развития висцерокраниума появятся позже в детстве
Главное на что следует обращать внимание, это то как спит новорожденный. Есть ли предпочтение поворачивать голову в одну и ту же сторону. Сложности кормления при грудном вскармливании или кормления из бутылочки также могу отражать дисфункцию, связанную с трудностью поворота головы в обе стороны. Связанные нарушение, такие как отрыжка, колики или нарушение сна также довольно часто случаются. Отит среднего уха может быть частью общей картины, если ребенок достиг 3-х месячного возраста.
Во время осмотра важно изучить объем движения и осанку малыша. Врач-остеопат также диагностирует голову малыша на наличие специфических изменений, свойственных функциональной плагиоцефалии. Где располагается дисфункция? Он находится в шейном отделе позвоночника или других областях? Какая первичная дисфункция? Выделяют 3 наиболее частых дисфункции: затылочно-шейная соматическая дисфункция, грудная соматическая дисфункция, краниальная соматическая дисфункция:
Эти вопросы должны возникать во время осмотра и тестирования.
Врач также оценивает взаимодействие головы и таза. При наличии дисфункции структуры «всего тела» таз и голова ребенка вращаются в противоположных направлениях. Пальпация и двигательные тесты подтвердят эти наблюдения, и лечение должно применяться соответственно.
Оценка черепа. Младенцы обычно не имеют густых волос, как у большинства взрослых, что облегчает наблюдение за нейрокраниумом. Следует обращать особое внимание на лысины, которые указывают на хронический контакт между этой областью головы и кроваткой во время сна. Ищите заднее или переднее уплощение; при наличии плагиоцефалии они располагаются обычно на противоположных сторонах. Это приводит к голове в форме параллелограмма, которую легче увидеть сверху, когда ребенка держат на коленах врача или родителей.
Лицо ребенка и лобная кость также могу отражать плагиоцефалию. Паттерн сил сжатия, приложенных непосредственно к лобной кости, без затылочной деформации черепа, будет указывать на лобную дисфункцию. Фронтальное уплощение, с противоположной стороны от затылочного уплощения согласуется с картиной латерального напряжения СБС. Симметрия лобной кости с затылочной деформацией с одной стороны указывает на синостотическую заднюю плагиоцефалию, где лоб может быть симметричным или уплощённым с со стороны уплощенного затылка.
Фронтальная дисфункция может оказывать влияние на глаза. Исследуйте размер и окружность орбитальных полостей, а также глазные луковицы. Диаметр глазниц – это расстояние между верхним медиальным (внутренним) краем и нижним латеральным (наружным) краем орбиты. Увеличение диаметра орбиты приводит к увеличению орбитальной полости больше вширь, чем в высоту, и связана с паттерном флексии-наружной ротации. И наоборот, полость орбиты кажется более узкой, это связано с паттерном экстензии—наружной ротации. Фронтальная дисфункция в свою очередь влияет на остальную часть лицевого черепа и особенно важно при решении проблем, связанных с дисфункцией носовых костей и нижней челюсти.
Позиция наружного уха является хорошим показателем позиции височных костей. В случае функциональной плагиоцефалии, положение ушей на стороне затылочного уплощения более переднее, чем противоположного уха. Если ухо расположено кзади на уплощенной сторону, то это может говорить об синостотической плагиоцефалии или о других проблемах. Однако это симптом, однако, не является точным индикатором синостотической плагиоцефалии, которая также может быть и при передней позиции уха.
Размер и форма ушей также имеет значение. Обычно, на стороне затылочного уплощения, ухо, для примера, могло быть сжато маткой и, возможно, имеет меньший размер. В этом случае, часто обнаруживается внутрикостная дисфункция височной кости с той же стороны. Ребенок может чаще тереть это ухо, а также оно более склонно к отитам среднего уха.
После обследования остеопат легко пальпирует голову ребенка, с целью обследовать на наличие компрессий, захождений швов, изменение формы черепа. Швы пальпируются, чтобы определить ригидность, захождение или нарушение формы. Выраженная ригидность шва должна вызывать внимание, потому что она может быть симптомом синостотического сращения шва. Уплощение является результатом сил сжатия. Ткани пальпируются на предмет изменения их качества и увеличения напряжений. Пальпация костной ткани дает ощущение плотности, которое может быть различным с разным сторон шва, увеличение мягкости обычно пропорционально силам компрессии. Мышцы затылка исследуются на предмет напряжений и асимметрии.
Хотя свод и затылок, теменные кости вполне доступны для пальпации, все же лобные и кости лицевого черепа требуют больше терпения и деликатности, чтобы не навредить ребенку. Основание черепа не доступно прямой пальпации. Боковые части затылочной кости и базиллярная часть, так же как и клиновидная кость и каменистая часть височной кости должны оценивать пальпаторно для определения их функции. Чтобы правильно визуализировать эти области во время их пальпации, первостепенное значение имеет знание анатомии.
Тестирование движения должны подтверждать находки, сделанные во время пальпации и осмотра. Дисфункция ротации головы лечится в первую очередь. Это имеет большое значение, чтобы ребенок вышел из кабинета врача со свободным и симметричными движениями в шее. Должна рассматриваться соматическая дисфункция соединения головы и шеи, шейного и грудного отдела позвоночника. Структура следует за функцией, и если восстановить возможность ротации в обе стороны, то тонус мышц, которые прикрепляются к чешуе затылочной кости помогает восстановить форму уплощенных зон.
Оцениваются мембранозные паттерны краниального механизма и их дисфункции. Особое внимание уделяется местам прикрепления твердой мозговой оболочки, костей головного мозга на чешуе затылочной кости и палатке мозжечка на верхних границах каменистой части височных костей.
Движение СБС, затылочно-сосцевидный и лимоновидный швы должны быть также проверяются и корректируются.
Особое внимание уделяется основанию черепа, с обследованием и лечением компрессии мыщелков затылочной кости и яремных отверстий. Моделирование черепа может применяться для внутрикостной балансировки затылка, височных костей, клиновидной и теменной костей в соответствии с потребностями пациента.
Очень часто родители комментируют тот факт, что уплощения не было при рождении, и говорят, что они не понимают, почему развилась плагиоцефалия. Чтобы получить хороший эффект в лечении плагиоцефалии, стоит объяснить механизм функциональной плагиоцефалии и подчеркнуть важность участия родителей в последующие месяцы. Важно то, что первоначальная асимметрия могла присутствовать при рождении очень тонким образом, а после рождения усугубилась постоянным позиционным предпочтением. Имеет значение важность поощрения ребенка к занятиям, которые способствуют двусторонней ротации шеи, а также созданию условий сна, которые позволяют избежать давления на уже уплощенную область. Правильное положение сна может быть достигнуто путем поднимания одной стороны кровати примерно на 5 см. Это можно сделать за счет размещения банного полотенца под всю длину матраца, на стороне затылочного уплощения. Это побудит младенца повернуть голову в другом направлении. Игрушки и другие привлекающие внимание предметы следует положить на бок с противоположной стороны от затылочного уплощения.
Поощряйте игру в положении лежа. Деятельность в положении лежа стимулирует заднюю осевую мускулатуру. Мышечная экстензия шеи приводит к тракции чешуи затылочной кости, помогая формированию круглой головы. Стимулируйте любопытство ребенка и открытие его миру, одновременно поощряя их обратить свои головы симметрично влево и вправо, нести ребенка лицом вперед, удерживая по средней линии грудь. Одна рука должна поддерживать ребенка снизу, а другая рука касается передней части туловища ребенка, прижимая их к груди родителя. Длительное использование автокресла или другого подобного поддерживающего устройства для переноски не рекомендуется, потому что это имеет тенденцию поддерживать ребенка в вынужденном положении, которое обычно является вынужденной асимметрией. Не рекомендуется позволять сосать преимущественно один большой палец, потому как в это время ребенок занимает асимметричную позицию. Полезно выполнять легкий массаж головы ребенка за ушами и области затылка. Это поможет уменьшить любую дисфункциональную слабость мышц.
Функциональная плагиоцефалия является довольно частой проблемой у новорожденных. Родителям и врачам следует обращать внимание на форму головы ребенка, его поведение и привычки. Остеопатия позволяет провести диагностику на наличие внутрикостных и мембранозных нарушений, а также оценить последствия родовых травм, которые могу оказывать влияние на нарушение формы черепа малыша. Своевременное обращение к врачу-остеопату поможет вашему малышу справиться с этими проблемами.
Nicette Sergueef Cranial Osteopathy for Infants, Children and Adolescents
Osteobaby.ru