Медицинский форум об остеопатии
и мануальной медицине

Остеопатия для детей и младенцев. Калиновская ОЮ

Остеопатия для детей и младенцев. Интервью с главным врачом клиники остеопатии и неврологии в Санкт-Петербурге "Неонатус Санус"

Калиновская Ольга Юрьевна (перейти). Клиника остеопатии "Неонатус Санус" в Санкт-Петербурге (перейти)

Ольга Юрьевна, добрый день. сегодня я хочу поговорить с вами об остеопатии для детей. Вы являетесь одним из ведущих специалистов в этой области (в нашем городе). Расскажите, как вы пришли к этой специальности? 

Да, детской остеопатией я занимаюсь уже больше 20 лет и выбрала эту специальность, потому что, работая в больнице на отделении интенсивной терапии новорожденных 10 лет и 5 лет в роддоме, я поняла, что после выписки детей с тяжелыми диагнозами, они не получают соответствующего реабилитационного лечения. И когда появился метод остеопатической медицины, он вызвал у меня большое удивления, и я поняла, что это мощный реабилитационный метод. Поэтому я сразу начала заниматься именно остеопатическим лечением детей, особенно маленьких. 

Чем отличается остеопатия от мануальной медицины. Ведь мануальная терапия, костоправы, существует уже давно. И не опасно ли это для ребенка. 

Остеопатия - совершенно безопасный метод. Это очень мягкий, нежный метод, особенно краниосакральная терапия (краниальная остеопатия, ред.), которая является ведущей в лечении детей раннего возраста и более старшего возраста. В отличие от мануальной терапии остеопатия имеет более глубоки корни и больше возможностей, как реабилитационных, так и терапевтических. Мануальная терапия, тоже является прекрасной специальностью, но занимается опорно-двигательным аппаратом. Остеопатической метод лечения имеет прекрасную философию, которая направлена на то. Что надо лечить не болезнь, а человека. Что в теле все взаимосвязано, что надо устранять именно причины, а не симптомы заболевания. Поэтому остеопатия является намного мощнее и резервы воздействия на организм намного выше. Остеопатия (в отличие от мануальной терапии) имеет методы воздействия на твердую мозговую оболочку, кровеносные сосуды, в т.ч. головного мозга и внутренних органов. Остеопатические техники позволяют работать с внутренними органами. Эти техники прямого непосредственного воздействия отличают остеопатию от мануальной терапии. Мне кажется, что основное отличие остеопатического метода лечения заключается в том, что остеопатический метод нацелен на то, чтобы найти первичное поражение в теле человека. Найти именно тот момент, который вызывает целый каскад патологических изменений в теле. Вместо того, чтобы лечить какие-то отдельные симптомы.  

В качестве примера можно рассмотреть случай, когда пациент приходит с жалобами на боли в поясничном отделе позвоночника. Но при тестировании и нахождении первичного первичного источника, причиной этих болей может быть проблема в шейном отделе позвоночника. Поэтому пока ты не устранишь первичный источник (первичное остеопатическое поражение) боль остается. Мануальная терапия, в этом случае, больше бы работала локально с поясничным отделом, с жалобами на боли в котором обратился пациент. Остеопатия работает глобально, зная все законы биомеханики, проводится поиск именного того поражения, который является причиной боли. 

Поэтому метод остеопатии более глубокий, более проникновенный и более терапевтический, потому что он устраняет именно причину. Не просто симптомы, а именно причину того болевого синдрома - дисфункцию во внутреннем органе, твердой мозговой оболочке, лимфатической системе - которые являются причиной того или иного недомогания.  

Когда необходимо показать ребенка остеопату? 

Сейчас в Санкт-Петербурге и Москве практикуется осмотр остеопата в родильном доме. Я считаю, основываясь на своем более чем 20-ти летнем опыте, что для таких маленьких детей, это немного преждевременно. Ребенок только что родился, он находится в таком серьезном адаптационном состоянии (тем более не все дети рождаются здоровыми), когда не все проблемы могут быть замечены. Во-первых, бывают внутричерепные кровоизлияния и другие серьезные состояния, которые могут проявится в дальнейшем. И поэтому, я считаю, что не стоит внедряться так рано. Надо дать возможность ребенку немножечко прийти в себя. С 5-6 дня жизни уже возможно провести остеопатический осмотр, при условии, что доктор имеет очень большой опыт работы с маленьким детьми. Доктор должен быть неврологом, знать физиологию, неврологию этого возраста, для того, чтобы безопасно осмотреть ребенка в таком возрасте. Самый оптимальный возраст — это возраст 2-х недель после рождения. Ребенок уже выписался из роддома, немного адаптировался к дому, ситуация в общем стала для него более спокойная - в этом возрасте стоит посетить остеопата в плановом порядке. И я надеюсь, что в будущем, посещение остеопата в период новорожденности станет составляющей обычной процедурой ухода для малыша этого возраста. Это очень важно. 

Подскажите пожалуйста, существует мнение о том, что при кесаревом сечении ребенок не испытывает нагрузок по сравнению с нормальными родами. Так ли это? 

Родов путем кесарево сечения становится все больше. Я помнимою, что большой процент этих операций делается по медицинским показаниям, но тем не менее, эти дети имеют особенности, связанные с тем, что сам процесс родоразрешения происходит неестественным путем. Если грубо сравнивать, то роды - это первый массаж, который ребёнок получает в жизни. Проходя родовые пути, ребенок испытывает очень сильное давление (до 120 кг/см2) со стороны родовых путей матери, в результате этого происходит мощный запуск всех жизненных систем маленького ребенка. Когда ребенок рождается естественным путем, он кричит, выкидывает ножки, ручки - заводится весь механизм. "Жизненный старт” происходит естественно. Во время прохождения родовых путей он реализует свои тонические рефлексы, которые даны ему природой, чтобы преодолеть ему самый первый и самый тяжелый путь в его жизни - через родовые пути. И эти, уже знакомые рефлексы, ребенок будет использовать в дальнейшем в своей жизни.  

Дети, рожденные путем кесарево сечения, не имеют этой стимуляции, которая завела бы этот “жизненный механизм”, а во-вторых, тонические рефлексы остаются нереализованными. Это может в дальнейшем проявится в тех или иных двигательных паттернах, вызывая их нарушения. Дети рожденные путем кесарево сечения имеют синдром нарушенной адаптации. В результате того, что с ними не произошло всего того, что я перечислила. У них как-будто не произошел энергетически механизм родов. У них нет адаптации. Они очень связаны с мамой, не склонны принимать самостоятельные решения... Иногда мамы говорят: “бутерброд невозможно съесть самой” -, потому что ребенок постоянно держится за маму.  

Если говорить с точки зрения остеопатии, то есть с точки зрения органики, то у детей рожденный путем кесарево сечения отсутствует физиологическое раскрытие черепного механизма, который запускает череп, мозг... в результате чего начинается функционирование всей центрально нервной системы. У них этот механизм условно затушен, притушен. И они чаще склонны к компрессии черепа. В дальнейшем эти дети могут реализовать гиперкинетический синдром. Они очень подвижные, неусидчивые, иногда трутся о стену, сосут палец, чтобы помочь раскрыть эту систему, которая не имела естественного раскрытия в результате прохождения через родовые пути. 

Есть прекрасная новость, что все это можно исправить с помощью остеопатической коррекции и реализовать все те механизмы, которые не произошли. И все это можно сделать при помощи остеопатической коррекции. 

Какие симптомы у ребенка грудного возраста должны насторожить родителей, чтобы они обратились к остеопату? 

Сразу хочется сказать, что я всех детей с 5-го  дня жизни, со второй неделе, показала бы остеопату. Следует обратить внимание на анамнез. Анамнез - это то, что было с ребенком еще до рождения, или в процессе родов. Например, недоношенная беременность, беременность протекающая с угрозой прерывания, низкая плацентация, кисклородное голодание ребенка, многоплодная беременность, отеки во время беременности, выраженной токсикоз - должны наталкивать на мысль, что ребенок будет нуждаться в остеопатическом лечении. 

Особенности родов: быстрые роды, обвитие пуповины, роды путем кесарево сечения, задержанные роды, ягодичное предлежание, эпидуральная анестезия - должны настораживать родителей, быть сигналом, что следует показать ребенка остеопату. 

Если говорить о ранних симптомах, которые нетрудно определить у младенца - беспокойное поведение, запрокидывание головы назад, обильные срыгивания, отсутствие полноценного движения в шейном отделе, затруднение процесса сосания, частые вздрагивания - все это повод посетить остеопата. Очень интересный момент, который все чаще демонстрируют дети - это асимметричный тип развития. Асимметрия черепа (асимметрия на лице, разный размер глазных щелей), в теле, при разведении тазобедренных суставов, разные складки на спереди и сзади, асимметрия нижних конечностей. Любая асимметрия имеющееся в теле младенца тоже дает сигнал о том, что он нуждается в осмотре остеопата. 

Скажите, как проходит сеанс остеопатии? 

Иногда родители даже не понимают, что доктор уже лечит ребенка. Они говорят: “ну что такого - просто подержала за голову и таз” - иногда говорят: “ вы же ничего не делали, а ребенок перестал срыгивать, стал хорошо спать ночью...” Если говорит о младенцах, то сеанс остеопатии для них проходит настолько визуально незаметно, что родители часто не замечают проводимого воздействия. Хотя процесс лечения в этот момент очень глубокий, потому что воздействие идет на твердую мозговую оболочку или на ликворные пути головного мозга. Проникновение глубинное, но не обязательно производятся какие-то видимые движения. С другой стороны, когда мы проверяем работу крупных суставов (тазобедренные, коленные, локтевые), проверяем работу шейного отдела позвоночника и расправляем эти мышцы, движения очень заметны, обозримы взгляду родителей и они видят что происходит. 

Обычно сеанс у маленьких детей длиться 30 минут. Цель сеанса для детей раннего возраста - найти максимально зажатые отделы в теле ребенка. Это может быть область таза, область грудо-брюшной диафрагмы, область диафрагмы черепа. Найдя эти максимально зажатые участки тела - их расправить для того, чтобы дать максимально развиваться всему организму симметрично и полноценно. Чтобы везде наладилось кровоснабжение, неврологическое сопровождение, что в общем-то, должно происходить в теле. 

Может ли визит к остеопату заменить посещение детского невролога, ортопеда, педиатра. 

Это сложный вопрос. Если говорить об этом, то я сторонник и последователь академика Скоромца А.А., который говорил, что остеопатия - это продолжение нашей профессии. Остеопатия и мануальная терапия (мы сейчас говорим об остеопатии) дает ресурсы для увеличения границ и возможностей своей специальности. Поэтому я люблю, чтобы с детьми все-таки работал остеопат-невролог. Чтобы он имел неврологические знания. Потому что имея неврологические знания, ты можешь применить их совместно с знаниями остеопатии, чтобы максимально помочь ребенку. Врачу остеопату приходится знать и остеопатическую, и неврологическую, и ортопедическую, и педиатрическую патологию. То есть только глубинное знание всех этих специальностей позволяет максимально помочь и во время осмотра, и во время лечения. Мы не знаем многих вещей, которые знают ортопеды взрослые неврологи, потому что мы больше занимаемся детьми, но остеопатическое видение не может заменить ни осмотр невролога, ни ортопеда, ни педиатра. Потому что у остеопата есть знание биомеханики тела - законов жизни живого организма - тому чему нас не учили в институтах. В классических медицинских институтах мы изучали анатомию мертвого тела. Нас никогда не учили биомеханики живого тела и анатомии живого тела. Остеопатическая наука - она дает именно эти знания. Именно эти знания позволяют подходить к человеку, как к живой структуре. 

Мне кажется - это большой плюс по сравнению с такими специальностями, как просто ортопедия и неврология. Но когда невролог и остеопат в лице одного специалиста - это просто класс. 

Какие проблемы у детей более старшего возраста могут насторожить родителей, чтобы они обратились к вам за помощью? 

В более старшем возрасте - это затруднение процесса обучения, речевые нарушения и нарушения осанки. Трудности при обучении, которые могут быть связаны с нарушением кровоснабжения головного мозга. Речевые нарушение, которые могут быть в более старшем возрасте - в 5, 6, 7 лет, когда дети идет в школу, имея нарушения речи. Поведенческие нарушения, гиперкинетический синдром, нарушения концентрации и внимания - все это может мешать благополучному освоению материала в школе. Сколиоз, ортопедические деформации, нарушение осанки - вот основной спектр диагнозов, с которыми обращаются к нам родители детей более старшего возраста 

Сейчас очень часто можно услышать о школьниках, которые имеют трудности обучения из-за дефицита внимания, гиперактивности. Может ли остеопатия помочь при данной проблеме? 

Действительно, затрудненный процесс обучения в первую очередь связан с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Иногда ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно находится в движении. Поэтому сконцентрироваться на учебном процессе ему бывает очень трудно. Исходя из 20-ти летнего опыта работы нашего остеопатического центра, могу сказать, что чаще всего это демонстрируют дети с компрессией черепного механизма, когда мы видим сильную компрессию между костями черепа. Часто это бывает у “кесарских” детей и детей, которые перенесли затяжные или, наоборот, быстрые роды, и механизм немного притормозился. Такие дети обладают гиперактивным поведением, вниманием. Поэтому остеопатическая  коррекция очень уместна, своевременна и очень эффективна. Заниматься такими детьми очень тяжело. У них большие сложности и в школе и дома, и самому ребенку тяжело жить с этим. Но когда нам удавится убрать компрессию черепа, расправить твердую мозговую оболочку, снять зажимы с черепного механизма - это дает совершенно потрясающий, хороший эффект и происходит это достаточно быстро. И родители это отмечают, и приходят с такими диагнозами достаточно часто. 

Что бы вы порекомендуете нашим молодым мамам и всем родителям. 

Читайте больше литературы. Трудность заключается в том, что литературы очень мало. Знания в интернете носят очень отрывочный характер. Но наверно тоже надо искать эти знания, фильтровать, дифференцировать. Потому, что бывает очень правильная информация. Но самое главное, что стоит порекомендовать молодым родителям — это не заниматься самолечением, не надеяться на авось, искать профессионалов, обращаться к ним. И у нас очень много замечательных докторов. И логопедов, и дефектологов, и неврологов, и остеопатов... В Санкт-Петербурге остеопатия лучшая в России. Уже 25 лет наши врачи-остеопату работают в нашем городе. Главное - не заниматься самолечением. Не искать на форумах ответы на свои вопросы. Не обсуждать друг с другом в чатах - идти к врачу. Врачей у нас много. Врачи у нас лучшие в мире. В конце 90-х годов наше медицинское образование было признано лучшим в мире Всемирной организацией здравоохранения. Поэтому не забывайте - ни в одной стране мира нет таких учреждений, как поликлиники. И вы имеете возможность пойти к неврологу, ортопеду, логопеду, дефектологу... Такой возможности нет у людей, живущих в странах Европейского союза. У них нет даже детских неврологов, детского массажа. Вы себе не представляете, что у них нет возможности пойти в поликлинику и получить консультацию специалиста. Они могут ее получить, случайно попав в больницу, если с ними случилась какая-то катастрофа. А в плановом порядке, амбулаторно получить такую консультацию у них невозможно. 

Поэтому не пренебрегайте этими великолепными возможностями, которые существуют в нашей стране - иметь консультацию квалифицированных специалистов. Вот мой совет - специалист. Их мало, хороших очень мало. В интернете обрывочная информация. Друг другу вы рассказываете далеко не всегда правильные вещи. Поэтому пользуйтесь этой возможностью - не игнорируйте. Она есть только в нашей стране - больше нигде ее нет. 

Ольга Юрьевна, спасибо вам за развернутые ответы, было очень интересно вас послушать. Если какие вопросы возникнут у наших слушателей - можете оставлять их под нашим видео и Ольга Юрьевна всегда с радостью на них ответит. Спасибо за внимание